Внешние модули

В Perl реализован механизм модулей. Модуль это группа подпрограмм и переменных, обычно включенных в один файл. Внутри одного модуля можно определить другой модуль. Начало модуля определяется директивой:

packages имя_модуля;

Конец модуля это конец блока или файла. Головной модуль имеет по умолчанию имя main. На имя внутри модуля можно ссылаться, добавляя '::' после имени модуля:

$main::var1	- переменная в головном модуле.
::var1	 - то же самое. Имя main можно опускать.
$модуль1::var1	- переменная в модуле 'модуль1'
$модуль1::модуль2::var1 - Модуль2 содержится в модуле 1.

Только идентификаторы, начинающиеся с буквы или символа '_', хранятся в пространстве имен текущего модуля. Остальные хранятся в пространстве головного модуля main. Кроме этого имена STDIN, STDOUT, STDERR, ARGV, ARGVOUT, ENV, INC и SIG так же хранятся в головном модуле.

Таблицы имен. Все имена модуля хранятся в ассоциативном массиве (хеше) с именем модуля, к которому добавлены символы "::". Таким образом, имена головного модуля хранятся в %main:: , модуля 'mod1' в %mod1:: и т.д. Выражение вида *имя указывает значение элемента хеша 'имя', это удобно для определения констант.

*pi = \3.14159;

Здесь переменная $pi - это константа пи, которую уже нельзя изменить.

Конструкторы и деструкторы.

Конструктор - это подпрограмма, которая выполняется в момент создания объекта, а деструктор - удаления объекта. Для модуля это подпрограммы с именами BEGIN и END. При определении этих подпрограмм слово sub можно опускать.

Конструктор BEGIN выполняется сразу, как только возможно, т.е. как только он определен, даже не завершая дальнейший разбор программы. Можно указать несколько блоков BEGIN. Они будут выполняться один за другим в порядке определения.

Деструктор END выполняется последним как только возможно, т.е. при завершении работы интерпретатора. Можно указать несколько блоков END, при этом они будут выполняться в обратном определению порядке.

Классы.

В Perl нет специального синтаксиса для классов. Но функционально полноценными классами могут быть модули. При этом подпрограммы модуля становятся методами, а с помощью массива @ISA можно реализовать механизм наследования в классах. Более подробно классы рассматривать не будем.

Создание библиотеки.

Если вы хотите создать модуль отдельным файлом и использовать как библиотеку подпрограмм, при этом вызывать подпрограммы библиотеки, не указывая имени модуля, вам необходимо оформить модуль следующим образом:

package имя_модуля;	#Такое же, как имя файла без расширения '.pm'
require Exporter;	# Обязательная строка для экспорта имен
@ISA = qw(Exporter);	# -//-
@EXPORT = qw(func1 func2) #Перечисляем имена функций. Нет запятой!
@EXPORT_OK = qw($переменная @массив); #Указать публичные 
#переменные, массивы и т.д. если необходимо
{ # Начало блока модуля
..... 
sub func1
........
sub func2
........
1;
}

Данный файл с расширением ".pm" должен храниться в одной из библиотечных директорий Perl. Они перечислены в массиве @INC, одна из них обычно "/usr/local/lib/perl/".

В головной программе вы указываете:

use имя_модуля;

и вам становятся доступны имена подпрограмм данного модуля.

Perl библиотеки.

Стандартный набор библиотек обычно поставляется с дистрибутивом Perl, они разделяются на pragma библиотеки (работают как директивы компилятору) и стандартные библиотеки.

Pragma библиотеки.

Данные библиотеки используют как:

use имя;

когда хотят включить действие и

no имя;

когда хотят выключить.

В стандартный набор входят следующие pragma:

Стандартные библиотеки.

С точки зрения web-программирования наибольший интерес представляют библиотеки для работы с тегами HTML и для доступа к базам данных. Их мы рассмотрим чуть позднее и более подробно. Подробное описание каждой библиотеки записано в самом файле.

Hosted by uCoz